Цель и задачи курса:
– повысить интерес учащихся к предмету «Русский язык»;
- помочь определиться
в выборе профиля дальнейшего образования;
- дать возможность по-новому взглянуть на традиционные
вопросы лингвистики в ракурсе
выбранных профильных направлений, интеграция знаний учащихся в разных
областях
(лингвистика и естествознание, история, психология, ,
логика; русский, якутский и иностранный языки);
- создать целостную картину о языке как постоянно
изменяющейся и развивающейся системе
- привить навыки работы с лингвистическими словарями.
Содержание курса.
Содержание программы курса
состоит из традиционных в школьной программе разделов («Фонетика», «Лексика»,
«Морфемика», «Морфология», «Синтаксис»), но для рассмотрения берутся такие
вопросы этих разделов, которые не входят
в базовую программу и представляют интерес для учащихся.
Звуковая система русского языка в сравнении с якутским,
иностранным (английским) языками. Исторические изменения в фонетической системе
языка.
Смыслоразличительная роль звука.
Аллитерация и ассонанс в художественном тексте.
Словообразовательная модель.
Словообразовательная парадигма. Словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо. Понятие о
«связанных» морфемах. Морфемы – синонимы и морфемы – омонимы. Исторические
изменения в морфемном составе слова и изменения морфемного состава слова при
заимствовании. Этимологический и современный корень слова.
1. Внутренняя форма слова.
Признаки, лежащие в основе названия.
Внутренняя форма слов,
обозначающих названия а) животных, птиц,
цветов
б) дней недели в русском, английском и
якутском языках.
Русская мифология и этимология
слов, обозначающих разные отрезки времени.
Названия месяцев у разных народов
(связанные с мифологическими представлениями народов, их бытом, верованием). |